Пятница, 19.04.2024, 23:08
Приветствую Вас Гость | RSS

              МАОУ Чистопольская СШ 

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Шли годы

Шли годы

   После ликвидации Чистопольского удельного Приказа училище училище перешло под патронаж Министерства государственных имуществ, хотя учебный процесс не претерпел никаких изменений, как по форме, так и по содержанию.

   На смену училищу государственных имуществ пришло сельское народное училище, но уже с двухлетнем сроком обучения. Первым гражданским учителем стал Устин Громов, который принял под свою ответственность следующие учебники: для первоначального образования - 9 штук, русский язык(букварь,грамматика) - 15 штук, по чистописанию( пропись Бауерама) - 11 штук, арифметика(Золотова, Ушакова) - 4 штуки, география - 1 штука, история (о крещении Руси, о Владимире Мономахе) - 3 штуки, книги для чтения (шесть рассказов дедушки Василия, дорожное чтение Золотова, собрание русских стихотворений, басни Крылова, Хемницера). Кроме учебников училищу были выделены ведомость о поступлении учащихся, классный журнал, 4 экземпляра букв и 9 тетрадей.

   Занятия с детьми проводились в доме крестьянина Осипа Комиссарова. В классе имелись две парты, одна доска, шесть чернильниц, пять ручек для вставки перьев, три карандаша. Школьный курс предусматривал освоение Закона Божьего, чтения по церковной и гражданской печати, арифметики, чистописания, пения.

   В течение 1869-70 учебного года в народном училище обучались 12 детей. Полный двухлетний курс закончили всего лишь 3 человека.  Причинами значительного отсева учеников учитель Устин Громов считал следующие: "Центр - село Чистое Поле - само малочисленное, в близком расстоянии от него сёл и деревень не имеется, и вообще, по всем селениям волости народ к делу просвещения не внимателен. Представительные лица волости не имеют никакого сочувствия  к делу народного образования и, смотря на грубое понятие народа, не желают дать со своей стороны какого-либо влиятельного побуждения, признавая даже лишним исполнить какое-либо законное требование наставника... Несмотря на сих представителей, мог бы со своей стороны иметь влияние священник села Чистого Поля Павел Иванович Троицкий - он же и законоучитель настоящего училища, но и он в своих убеждениях вполне согласен с простым  народом, что "в крестьянстве грамота мало нужна". 

   Далее Громов критикует волостное правление, работники которого не нашли нужным объявить на сельском и деревенских сходах о начале учебного года, а также предлагает штрафовать родителей, которые не отпускают детей в школу.

   Вышеперечисленные причины в конце концов побудили Громова оставить работу в школе. В ноябре 1871 года новый учитель Петр Россов принял учебники, книги 925 штук) и школьные пособия. Но ему ещё менее повезло, чем его предшественнику. В результате малого количества детей училище вскоре прекратило свою деятельность. Пятого марта 1872 года Семёновская уездная управа сообщала: "В деревню Хахалы (Лыковщина) переведено училище из села Чистого Поля на всем содержании от земства". 

   Такой был бесславный конец почти 30-летнего училищного образования в Чистом Поле. И в дальнейшем волостное правление кропотливую организаторскую работу в этом плане подменяло предвзятыми отписками со ссылками на косность крестьян. Характерен, например, рапорт, подписанный помощником волостного старшины Гусевым и писарем Одинцовым. Последние обратились в Семёновскую земскую управу с письмом: " На предписание одной управы от 21 декабря 1882 года за №15-30 Волостное правление имеет честь донести, что 18 января сего года было предложено волостному сходу открыть училище для учения детей, но крестьяне этого не пожелали, объяснив, что для училища у них не имеется удобных квартир..."

   Узнав об этом письме, крестьяне возмущались и понудили правление направить в Семёнов бумагу противоположного содержания, сообщить о том, что квартиру под училище дает бесплатно и с отоплением крестьянин деревни Николино-Кулига Федор Александров.  Правленцы остановились в своем стремлении не допустить обучения детей в Чистом Поле.

   На просьбу крестьян наконец-то откликнулся бывший попечитель Борского и Хахльского училищ священник церкви села Чистое Поле Троицкий, который открыл на свои средства школу грамоты. Она не определялась сроками, курсами, классами и программами. Цель её была научить чтению часослова, псалтыря, пению молитв и главнейших, более употребительных церковных песнопений; чтению гражданской печати, письму, начальному счислению. 

   Недолгим оказался век школы грамоты. В 1885 году благодаря помощи Святейшего синода в сумме 80 рублей клир организовал церковно-приходскую школу с 3-летним сроком обучения. 

   Преподавателем гражданских предметов была назначена Александра Андрианова - жена священника Троицкого. Основными предметами для изучения являлись Закон Божий, церковное пение, церковно-славянская грамота, русский язык, счисление. Главная задача изучения Закона Божьего - не столько рассудочное усвоение детьми истин веры и нравственности христианской, сколько воспитательное воздействие этих истин на сердца и волю учащихся. 

   Раздел церковного пения предусматривал обучение детей пению употребительнейших молитв и простейшим литургическим песнопениям. Дети знакомились также с нотами, разучивали несложные нотные песни, как духовные, так и светские.

   Освоив церковно-славянскую грамоту, дети должны были "бойко" читать славянский текст, пересказывать; читать и переводить тексты, которые имеют прямое отношение к Закону Божьему. 

   В хорде изучения русского языка необходимо было помимо умения бегло и осмысленно читать, привить учащимся навыки углубляться в содержание читаемого материала, способность запоминать и систематизировать его; уметь связно пересказывать устно и излагать письменно. Предусматривалось также приучение детей к правильной посадке и положению рук, нажиму пера, пользованию тетрадной сеткой.

   Солидный объем знаний учащиеся получали на уроках счисления. После 3-летнего обучения дети умели вести беглый устный счет, обращаться с торговыми счетами, делали письменные исчисления и решали задачи; знали квадратные и кубические измерения и действия с дробями.

   Гуманитарная часть программы предусматривала также, чтобы к исходу первого полугодия ученики могли свободно читать по букварю слова и предложения и писать короткий диктант. В старших же классах все учащиеся могли рассказать о возникновении русского государства, о Владимире Светлом, о татарской неволе, о Дмитрии Донском, о событиях 1612 и 1812 годов, о главнейших делах Петра Великого. Наряду с этим ученики  могли называть и показывать на карте русские моря и горы, главнейшие реки и города;  дать описание тундр и черноземных мест, рассказать о богатствах Урала и Кавказа.

. С целью расширения кругозора и не только детей, но и родителей учительница и священник проводили внеклассные чтения таких произведений, как "Песнь про купца Калашникова", "Александр Невский", "Князь Михаил Тверской", "О землетрясениях и огнедышащих горах", "Куликовская битва", "Что мы видим ночью на небе", "Ледовитый океан", "О китах", "Дедушка Крылов".

   Работа Чистопольской церковно-приходской школы постоянно ставилась  в пример. Священник Евгений Троицкий и учительница Александра Андреанова неоднократно были отмечены благодарностями и наградами.

   Тем более странно выглядели выводы комиссии в 1889 году по проверке школы. Она нашла на этот раз существенные изъяны в обучении детей. На основании проверки школы она вновь была обращена в школу грамоты, где учителями стали священник и псаломщик церкви.

   С 1896 года опять начала функционировать церковно-приходская школа. 20 октября занятия начали проходить в новом здании у церкви. Заведующим школой назначен священник Антоний Травин, а учителем - Остроумова Клавдия Алексеевна. 

   Знаменательным событием в школьной жизни явилось открытие библиотеки. В 1903 году школьный библиотечный фонд состоял из 162, в 1903 году - из 275 и в 1907 году - из 315 книг.

   Особой популярностью у детей и взрослых пользовались картины, для показа которых применялся простейший эпидиоскоп. источниками света при этом были керосиновые лампы.

   После Антония Травина школу возглавлял до 1918 года священник Николай  Кордатов. Учителями трудились Остроумова Клавдия, Голубинская Евгения, Троицкая Юлия, Мальцева Нина,  Никольская Антонина, Зверева Капитолина, Салганская Любовь, Кроткова Вера, Низовцева Варвара. Только похвалы за свой труд заслуживали эти учителя. Они много делали для распространения знаний не только среди детей, но и среди взрослых. 

   Ныне в селе давно нет тех, кто учился в церковно-приходской школе. остались от неё лишь действующая церковь и бревенчатые столетнее школьное здание. 

  

   

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright МАОУ Чистопольская СШ © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz