Статистика
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0
|
Каталог файлов
Школьная модель мониторинга
[ Скачать с сервера (67.6 Kb)
]
| 11.01.2012, 23:45 |
Пояснительная записка
Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном, региональном, муниципальном, так и на школьном уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям государства и общества .Создание системы оценки качества образования в настоящее время происходит в период введения новых образовательных стандартов. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. В современных условиях возникает необходимость перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым понимают целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Последние тенденции в оценке результатов обучения - 1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку: -от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения; -от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа; -от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке; -внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения); 2. Изменение содержания оценки, основными особенностями которой являются: -значимость для учащегося; -приоритет комплексных умений; -наличие выбора ответа из ряда правильных; -ориентация на стандарты, известные учащимся; -учет динамики индивидуальных достижений учащихся. 3. Изменение характера оценки, проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) – к комплексной - портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время). 4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно. 5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся: -оценка умений работать в коллективе; -оценка результатов групповой работы. Анализ существующей практики в школе показывает: - на сегодняшний день сбор информации осуществляется по следующим направлениям отслеживание формирования общеучебных умений и навыков учащихся , в т.ч. по признакам репродукции; качество знаний и обученности по предметам; результаты итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов; результативность участия в конкурсах; уровень воспитанности учащихся курсовая подготовка педагогов прохождение аттестации педагогами; Вместе с тем в школе: не сформирована целостная система мониторинга и статистики, не определены или только находятся в стадии определения единые подходы к её формированию, не сформирована нормативная и правовая основа; проводимые мониторинговые исследования разрознены, не всегда последовательны; отсутствует система показателей и индикаторов; технологическое обеспечение сбора, передачи и хранения информации находится не на должном уровне; На основании выше сказанного, а также в связи с переходом на новые ФГОСы, для организации системы мониторинга в школе необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания: сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений; одновременная оценка подготовки учащихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях; более широкое использование заданий, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников школы ; более широкое привлечение учителей и родителей в процесс контроля за образовательными достижениями. Педагогический персонал обладает достаточным профессиональны потенциалом и квалификационным ресурсом для работы в современных условиях (77% педагогов имеют квалификационные категории, из них 11% педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 38% первую,28% вторую; 83% имеют высшее образование). Информационные ресурсы школы находятся в постоянном развитии и в значительной степени удовлетворяют современным требованиям. Школа может осуществить прорыв в условиях изменений при наличии собственной системы комплексного мониторинга Понятия. Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая соответствие ресурсного обеспечения образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Важно отметить, что результат образования – это не только обученность, но и степень воспитанности, социализации и многое другое. Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям Внутришкольная система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования, принятие эффективных управленческих решений. Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Компетентность ) — это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Компетентность проявляется в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность, так же как и компетенция, включает в себя когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Проявление компетентности оценивается на основе сформированной у выпускника школы совокупности умений (отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту деятельности. Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
|
Категория: Мониторинг | Добавил: TihovDmitriy
|
Просмотров: 1677 | Загрузок: 55
| Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|